Морихэй Уэсиба, «Великий Учитель»

Мастер Морихэй Уэсиба, известный  как«Великий Учитель». Закладывая принципы учения в 1920 году, он видел философию гармонии и любви, средство объединения всех людей в мире.

Прежде всего философия мастера Уэсибы подчеркивает важность «четырех благодарностей»:

1. Благодарность к вселенной.

Это – благодарность за дар жизни, состояние драгоценное и труднодостижимое. Согласно буддистской вере, переселяющаяся душа столь же вероятно обретет человеческую жизнь, как и слепая черепаха, которая всплывает на поверхность огромного океана только раз
в сотню лет, сможет попасть головой в дупло случайно проплывающего бревна. И хотя боги находятся в лучших обстоятельствах, легкость существования приводит их в оцепенение, и только люди могут стать Буддой – необходимо тело, чтобы познать
боль самсары, практиковать Дхарму и испытать нирвану. Благодарность за то, чтобы
быть живым, в высшей степени важна, поскольку это дает нам надежду. Как сказал
мастер Уесиба: «Святые и мудрецы всегда уважали святость небес и земли, гор, рек, деревьев и трав. Они всегда помнили о великом благословении природы. Они понимали,
что цель жизни состоит в том, чтобы непрерывно создавать мир заново, творить каждый новый день. Если Вы поймете эти принципы , то Вы также будете радоваться жизни и встречать каждый день с большой радостью. Когда Вы низко кланяетесь вселенной, она кланяется в ответ. Когда Вы произносите имя Бога, оно эхом отзывается внутри Вас». Индейский писатель Ассинибойн так описал обряд выражения благодарности своего дедушки: «Он никогда не забывал рано утром поблагодарить восходящее солнце. Он называл солнце «Око Великого Духа». В полдень он всегда находил несколько секунд, чтобы вновь поблагодарить его и получить благословение. Когда солнце заходило, он почтительно наблюдал, пока оно не исчезало за горизонтом».

2. Благодарность к нашим предкам и предшественникам.

Мы должны быть благодарны матерям и отцам своего семейного рода, многим выдающимся лидерам, учителям, новаторам, творцам и первооткрывателям, которые жили до нас и создали человеческую культуру. Даже если наши родители выступали против или затрудняли наши поиски, мы все равно должны быть благодарными за дар нашего физического тела. Великий мастер дзюдо Кюзо Мифунэ (1883–1965) часто говорил: «Я благодарен своим родителям за то, что они дали мне такое маленькое тело. Из-за этого я вынужден был тренироваться с удвоенной силой, чтобы побеждать тех, кто был намного крупнее меня, и моя техника стала очень мощной. Я даже благодарен за травмы – я учился умело использовать те части своего тела, которые не были повреждены».

3. Благодарность к окружающим нас людям.


Мы не можем жить без поддержки других людей. Людей, которые строят дома, города и дороги. Людей, которые делают так, чтобы окружающие нас вещи работали. Людей, которые выращивают и готовят нашу пищу. Людей, которые платят нам зарплату. Людей, которые любят, лелеют и поддерживают вас. Людей, с которыми мы играем, вместе учимся и тренируемся. Мастер Уэсиба однажды сказал своим ученикам:
«На самом деле у меня нет учеников. Вы – мои друзья, и я учусь у Вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен
 за ваши усилия и сотрудничество. По определению, айкидо означает взаимодействие
 со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий».

Как часто говорил четырнадцатый Далайлама, мы должны быть благодарными даже
за наших врагов, поскольку общение с ними помогает нашему духу стать сильнее: «Тибет сейчас переживает самый темный период своей истории. Я расцениваю это как большую честь и привилегию – быть тем, кто проведет его через это испытание. Возможно, если мы сможем преуспеть, мы не только спасем себя, но также и покажем другим странам важный пример того, как отказ от насилия, терпение и уверенность в силе правды могут быть самыми эффективными инструментами в человеческих взаимоотношениях».

И Махатма Ганди (1869-1948) утверждал: «Добродетели милосердия, отказа от насилия, любви и правды в любом человеке могут быть по-настоящему проверены только тогда, когда они противостоят жестокости, насилию, ненависти и неправде».

4. Благодарность к растениям и животным, которые жертвуют своими жизнями для нас.

Мы существуем за счет других представителей растительного и животного миров, и должны быть благодарными за каждый кусочек пищи, что мы берем. Монах дзэн Риокан
(1768–1831) низко кланялся и просил благословения Будды всякий раз, когда он
 проходил мимо крестьян, работавших на рисовых полях, и он провел много часов
в своей хижине отшельника, распевая сутры от их имени. Он прославился тем, что не тратил ни крошки еды впустую – он всегда делился своей скудной пищей с птицами и дикими животными. Он сочинил стихотворение:

Весенние дожди,
 Летние ливни, 
Сухая осень.
 Пусть природа улыбается нам, И все мы разделим её щедрость.

В стародавние времена коренные американские охотники никогда не забывали поблагодарить животных, которые великодушно позволяли убить себя. Вот молитва эскимосов Иглулик:

Звери моря,
 Придите, предложите себя в утреннем свете. Звери равнины,
 Придите, предложите себя в утреннем свете.

Добычу называли «друг» и уважительно говорили ей: «Мы отнимаем твою жизнь по необходимости, не из жадности». Некоторые племена проводили особый обряд перед сбором урожая. Люди сходились на площади и выплачивали или прощали все долги и улаживали все ссоры предыдущего года, чтобы восстановить гармонию в сообществе, и таким образом гарантировать, что урожай будет собран в надлежащем состоянии ума. Четыре благодарности можно также представить в виде четырех долгов: (1) мы обязаны вселенной за дар её великого создания; (2) мы обязаны нашим предкам за дар физического существования; (3) мы обязаны мудрым мужчинам и женщинам прошлого за дар человеческой культуры; и (4) мы обязаны всему сущему за дар хлеба насущного.

Благодарность – мощное противоядие от негодования, которое мы чувствуем к другим,
и неприязни, которой мы предоставляем кров, испытывая недовольство. (Будда определил злого человека как «тот, кто не благодарен и кто не принимает во внимание то хорошее, что предоставлено ему».) Благодарные люди избегают жалости к себе и воздерживаются от жалоб на свою жизнь. Другой аспект благодарности – уважение.

 

когда не забывали поблагодарить животных, которые великодушно позволяли убить себя. Вот молитва эскимосов Иглулик:

Звери моря,
 Придите, предложите себя в утреннем свете. Звери равнины,
 Придите, предложите себя в утреннем свете.

Добычу называли «друг» и уважительно говорили ей: «Мы отнимаем твою жизнь по необходимости, не из жадности». Некоторые племена проводили особый обряд перед сбором урожая. Люди сходились на площади и выплачивали или прощали все долги и улаживали все ссоры предыдущего года, чтобы восстановить гармонию в сообществе, и таким образом гарантировать, что урожай будет собран в надлежащем состоянии ума. Четыре благодарности можно также представить в виде четырех долгов: (1) мы обязаны вселенной за дар её великого создания; (2) мы обязаны нашим предкам за дар физического существования; (3) мы обязаны мудрым мужчинам и женщинам прошлого за дар человеческой культуры; и (4) мы обязаны всему сущему за дар хлеба насущного.

Благодарность – мощное противоядие от негодования, которое мы чувствуем к другим,
и неприязни, которой мы предоставляем кров, испытывая недовольство. (Будда определил злого человека как «тот, кто не благодарен и кто не принимает во внимание то хорошее, что предоставлено ему».) Благодарные люди избегают жалости к себе и воздерживаются от жалоб на свою жизнь. Другой аспект благодарности – уважение.

Обновлено: 03.07.2015 — 09:32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.